Независимо от того, начинаете ли вы свой путь в копирайтинге или уже написали несколько десятков текстов, важно постоянно практиковаться. Рассказываем, как увидеть недочеты в своих текстах и научиться грамотно передавать мысли с помощью слов.
Основные проблемы всех авторов
1. Уходят от сути
Отличить начинающего копирайтера от профессионала просто: первые отвлекаются от основной идеи, разбавляя текст длинными лирическими отступлениями. В результате по объему материал выходит тяжеловесный, а полезной информации мало. Такую ошибку допускают из-за неопытности, непонимания материала или чтобы набрать нужное количество знаков. Новички пишут длинные художественные тексты, пытаясь показать свое мастерство и осведомленность в теме. На самом деле ценится структурированный, информативный и логичный текст. Он может быть и коротким, если решает задачу клиента.
Пример пустословия:
2. Используют клише и подбирают красивые слова
Шаблонные фразы делают текст скучным и трудночитаемым. Людям сложно пробиться сквозь нагромождение метафор. Читатель не поймет смысла и разочаруется, а вы потеряете аудиторию.
Важна не красивая форма, а польза. Языковые средства не должны мешать простоте и ясности. Поэтому копирайтер должен уметь доносить информацию, отсекая лишнее.
Пример использования штампов:
3. Любят канцеляризмы и заумные конструкции
У начинающих авторов складывается представление, будто официальный текст и сложные слова звучат убедительно, но нет. Такой стиль повествования подходит для специализированной литературы или официальных документов.
В остальных случаях бюрократический язык и заумь вводят читателя в заблуждение. Часто за пафосными выражениями прячутся неуверенность копирайтера, непонимание темы или неудобная правда. Старайтесь говорить открыто и честно,
ведя живой и ясный диалог с читателем.
Пример использования канцеляризмов:
Всегда можно упростить: производить ремонт – ремонтировать, осуществлять контроль – контролировать, демонстрирует ускоренные темпы роста – быстро растет.
Пример попытки выдать умную мысль:
4. Игнорируют орфографию и пунктуацию
Для копирайтера важно не только четко излагать свои мысли, но делать это грамотно. Тексты, содержащие ошибки, обычно не вызывают доверия у читателей. Если правописание и пунктуация — не самые сильные ваши стороны,
избежать базовых ошибок помогут специальные сервисы, например, Text.ru. Здесь можно проверить уникальность, грамотность, выполнить SEO-анализ, узнать параметры заспамленности и воды.
5. Не умеют структурировать текст
Полезные и креативные мысли — это хорошо, но даже блестящие идеи не смогут заинтересовать читателя, если он столкнется с неоформленным потоком сознания. Для любого текста важна структура.
Используйте деление на абзацы, акцентные заголовки, картинки, графики и нумерованные списки, чтобы упорядочить информацию. Все это повышает читаемость и помогает ориентироваться.
Как улучшить навыки копирайтера
1. Читайте написанное вслух
Финальная вычитка поможет оценить, насколько понятно передана мысль: льются слова рекой или звучат неуклюже. Если вы делаете паузу на каждом слове, упрощайте.
2. Вдохновляйтесь у лучших в своем деле
Подпишитесь на экспертов. Несколько Телеграм-каналов для расширения кругозора и обучения:
- Максим Ильяхов (@glvrdru);
- «Записки редакторки» (@zapiski_redaktorki);
- «Инициал» (@ispravil);
- «Паша и его прокрастинация» (@abbsol).
3. Развивайте насмотренность
Одной подписки на авторитетных авторов мало. Для быстрого развития нужен постоянный анализ чужих текстов. Обращайте внимание на то, как другие копирайтеры выстраивают работу,
какие приемы и заголовки используют, в каком стиле пишут и как структурируют материал. Оцените, нравится ли вам текст. Если да, постарайтесь перенять удачные приёмы: выделите критерии
и распишите их для себя. Потом переходите к практике.
4. Тренируйте письмо и мышление
Вот несколько упражнений, которые помогут вам подняться на другой уровень:
- Переписывание от руки чужих текстов
Отличный способ закрепить все то, что вы увидели у более опытных коллег. Когда вы изучаете новые техники, важно не только понимать их принцип, но и уметь использовать. Переписывание на бумагу
поможет лучше запомнить увиденное и закрепить новую нейронную связь.
- План статьи
Чтобы навести порядок в тексте, нужно продумать его структуру, логику, оформление. Учитесь разбивать материал на блоки: введение, основная мысль, заключение. Для этого составьте схему или развернутый план.
Такую тренировку можно проводить не только со своими сочинениями, но и любыми статьями.
- Проработка стоп-слов
Без каких слов суть вашего текста совсем не меняется? Уберите их. Это могут быть канцеляризмы, корпоративные, бытовые и рекламные штампы, вводные и оценочные фразы.
- Синонимы
Выпишите по десять глаголов, существительных и прилагательных, которые используете чаще всего, и подберите к каждому из слов синонимы.
- Редактор
Возьмите вашу старую работу на любую тему, перечитайте и проведите редакторский анализ. Удалите все ненужное, уберите лишнюю «воду» и добавьте полезные данные. Посмотрите на свою работу другим взглядом.
Помните, что результат в копирайтинге можно получить только путем постоянной тренировки. Начните с этих основных рекомендаций и выработайте у себя системный подход к самообучению.