В погоне за информативностью, ключами и объемом можно упустить важное – удобочитаемость. Показатель отражает, насколько легко текст воспринимается при чтении. Обилие длинных слов и предложений, нагромождение синтаксических конструкций – враги удобочитаемости. С большой вероятностью читатель закроет статью после первых абзацев и выберет ресурс, где о сложном говорят простыми словами. На значение индекса чутко реагируют и поисковые системы. Материалы, сплошь состоящие из терминов, опускаются в результатах выдачи. Нужно повысить вовлеченность аудитории и качество текста? Тогда новый параметр проверки Text.ru для вас.
Как работает анализ удобочитаемости?
В 1940-х годах доктор Рудольф Флеш разработал систему оценки удобочитаемости. Он соотнес показатель с длиной предложения в словах и средней длиной слова в слогах. Свой метод доктор подробно описал в книге «Искусство простой беседы», которой руководствуются и современные копирайтеры. Но знакомиться с трудом Р. Флеша необязательно, хоть и полезно. На Text.ru значение отразится автоматически при проверке текста на уникальность. Давайте разберемся в результатах:
-
90-100 – очень легко читается;
-
80-90 – легкое чтение;
-
70-80 – достаточно простой материал;
-
60-70 – нормальный уровень сложности;
-
50-60 – для понимания нужно приложить усилия;
-
30-50 – сложный материал;
-
0-30 – экспертная статья для профессионалов.
Индекс Флеша на практике
С удобочитаемостью все не так однозначно, как с уникальностью. Для каждого типа текстов существуют свои нормы, и это нужно учитывать при составлении ТЗ.
Предлагаем ориентировочные диапазоны:
-
статьи для личных блогов, отзывы, рецензии и посты в социальных сетях – от 60 до 100;
-
ознакомительные материалы для широкой аудитории, кейсы, рекламные предложения – от 50 до 70;
-
тексты для экспертов, читателей с профильным образованием, литературных журналов, деловых изданий – от 10 до 40.
Обращайте внимание, что в некоторых категориях индекс удобочитаемости не так важен. Статьи по медицине, научные работы, юридические тексты почти всегда имеют низкий показатель. Это не хорошо и не плохо, а нормально. Такой результат связан со специфической терминологией, от которой нельзя отказаться без потери смысла.
А теперь к примерам
Работы с высоким индексом могут показаться примитивными, поэтому до оценки удобочитаемости нужно определиться с эффектом для читателя. Посмотрите, как влияет структура предложений на показатель:
«Перед работой он заехал в ателье, забрал пальто. Из-за пробки опоздал на 15 минут. Еще и попал под дождь. День не задался.»
Легкость чтения – 91 из 100. Но текст получился сухим, незапоминающимся и скучным. Хочется добавить деталей.
«Перед началом рабочего дня он заехал в ателье, чтобы забрать новое пальто. Опоздал на 15 минут, потому что попал в пробку на Невском проспекте, а на остановке вымок под дождем. Настроение было испорчено с самого утра.»
Легкость чтения – 66 из 100. Здесь появляются уточнения, индекс снижается, но сам текст становится интереснее.
«До начала рабочего дня, он поехал в новомодное ателье, чтобы забрать черно-красное пальто, сшитое по индивидуальным меркам. Из-за дорожно-транспортного происшествия на Невском проспекте он допустил опоздание в 15 минут. Преградой для хорошего настроения стали внезапные осадки. Эмоциональный фон значительно снизился.»
Легкость чтения – 23 из 100. Действительно, воспринимать информацию сложно. Слишком много неуместных канцеляризмов. Это пример плохой работы, которую можно исправить с помощью инструментов Текст.ру.
Как повысить удобочитаемость?
Причастные и деепричастные обороты, прилагательные, сложносоставные существительные понижают индекс. Лучше чередовать их с короткими и емкими. Как в примере выше. А еще:
-
использовать простые слова вместо громоздких конструкций и терминов;
-
грамотно распределять заголовки и подзаголовки, не пренебрегать списками;
-
сбалансировать количество ключей, испльзовать синонимы;
-
снизить водность и убрать стоп-слова.
Кстати, удобочитаемость этого текста – 51 из 100. Надеемся, что статья была вам понятна и интересна. Не забывайте использовать функционал Text.ru, чтобы работа с текстами всегда была в радость.