Все чаще брендам требуются лаконичные ёмкие тексты, в которых читателю не требуется пробираться сквозь тернии сложносочиненных конструкций и гуглить незнакомые слова. Как же заранее понять степень легкости вашего текста? Проверить его на сервисе Text.ru, конечно, ведь у нас появился новый параметр – Индекс туманности Ганнинга.
Индекс туманности Ганнинга или Фог-индекс
Индекс удобочитаемости был придуман Робертом Ганнингом в 1952 году. Американский бизнесмен занимался издательством книг и журналов. Он заметил, что начинающие писатели и журналисты грешат пространными формулировками и заумными терминами. Это влияло на восприятие материала: многие тексты оставались недооцененными читателями. Формула Ганнинга быстро получила популярность и до сих пор используется авторами.
При расчете удобочитаемости учитывают:
- среднюю длину предложения в словах;
- количество слов из трех или более слогов;
- соотношение между длиной предложения и количеством сложных слов.
Индекс туманности Ганнинга отражает восприятие материала аудиторией. Метод особенно важен для продающих текстов, художественной литературы, развлекательных статей. Для научных работ, юридических, медицинских и экспертных тем показатель не столь информативен. Эти направления требуют знания терминологии, не «дружат» с синонимами и нацелены на читателей, имеющих базовое понимание тематики.
Результаты проверки и нормы
Индекс туманности Ганнинга оценивается в баллах. Чем выше значение, тем хуже воспринимается статья.
Нормы:
- до 6 – простой текст, подходящий для массового читателя;
- 7-12 – статья не вызовет затруднений у большинства взрослых;
- 13-17 – средняя сложность, нужно приложить незначительные усилия;
- 18-24 – высокая сложность, для образованной аудитории или специалистов конкретного профиля;
- более 24 – крайне трудный материал даже для экспертного читателя.
Значение туманности должно соответствовать задаче. Для постов в соцсетях, рекламных рассылок, статей в Дзене оптимально 6-12 баллов. Публикации в СМИ, авторские очерки, художественные рассказы, истории для аудитории единомышленников могут иметь показатель повыше – до 17.
Если нужно продемонстрировать профессионализм и виртуозное владение словом, то стоит ориентироваться на 18-24 балла.
Немного практических примеров
Обратимся к текстам с разным значением Фог-индекса:
«Я не нашел работу. Потратил пару часов, никаких результатов. Завтра куплю газету и продолжу.»
Результат проверки – 8. В этом тексте нет ничего сложного: ни терминов, ни редких слов, ни длинных фраз. В нем также нет эмоций. Такой вариант уместен разве что для отчета или доклада.
«Я не смог найти работу так быстро, как планировал. Пересмотрел множество вакансий, но все впустую. Все дело в отсутствии рекомендаций и редкой профессии. Надеюсь, что завтра подберу что-то подходящее в местной газете.»
Индекс туманности Ганнинга - 12. Здесь появляются длинные слова и канцеляризмы, но они не портят итогового восприятия. В сравнении с этим первый вариант смотрится слишком просто.
«Мои рациональные ожидания не оправдались. У меня не получилось решить вопрос с трудоустройством в короткие сроки по причине экстраординарной профессии и невозможности предоставить рекомендательное письмо для потенциального нанимателя. Думаю, завтра обратиться к печатным изданиям, чтобы оценить потребности рынка труда в столь эксклюзивных специалистах».
Результат – 23 балла. Слишком много лишних конструкций и неоправданно длинных слов. Мысль теряется среди канцеляризмов.
Методы улучшения текста
Что же делать, если туманность оказалась слишком высокой? Все можно исправить, советуем:
- отказаться от громоздких конструкций, заменить длинные слова на простые;
- избавиться от повторений и пересмотреть количество ключей;
- не использовать слабые глаголы вроде “быть”, “являться”, “иметь”;
- разбить предложения на несколько частей.
Индекс туманности Ганнинга не просто оценивает удобочитаемость, но и развивает насмотренность. Со временем вы начнете понимать, как сделать статью легкой и интересной, но не уйти в примитив и скуку. Проверить свой текст уже сейчас можно на Text.ru.