Регистрация самозанятого
Как зарегистрироваться в качестве самозанятого через приложение «Мой налог»?
Ссылки для скачивания приложения «Мой налог»:
1 вариант: регистрация по паспорту
Порядок действий:
- Скачайте приложение «Мой налог».
- Выберите пункт «Регистрация по паспорту РФ».
- Впишите номер мобильного телефона.
- Введите код из sms, который поступит на телефон.
- Отметьте регион.
- Отсканируйте страницу паспорта с фото: для этого нужно направить камеру на документ и нажать «Распознать».
- Убедитесь в корректности считанной информации: всё верно – жмите «Подтвердить», заметили ошибки – «Распознать снова»;
- Добавьте или сделайте снимок, подтверждающий вашу личность;
- Нажмите кнопку «Подтверждаю» для завершения регистрации.
Когда вы выполните все перечисленные действия, программа автоматически уведомит налоговую инспекцию о постановке на учёт.
2 вариант: регистрация через портал «Госуслуги»
Порядок действий:
- Скачайте приложение «Мой налог».
- Выберите пункт «Через портал Госуслуг».
- Регистрация возможна с помощью учётной записи Госуслуг — той, которая используется для входа на портал. Если нет смартфона, можно пройти регистрацию в веб-версии на компьютере — по ИНН или через Госуслуги.
- Укажите Ваш телефон, почту или СНИЛС, а также пароль для входа на Госуслуги.
- Поздравляем, вы – самозанятый!
Внимание! Автоматическая регистрация на льготном режиме
При авторизации по учётной записи Госуслуг регистрация происходит автоматически. Это значит, что те налогоплательщики, которые впервые входят в личный кабинет через ЕСИА, после подтверждения своих данных и согласия с условиями регистрации, сразу будут поставлены на учёт как самозанятые. Регистрация накладывает на самозанятых определенные обязанности: формирование чеков для покупателей, отказ от других налоговых режимов для предпринимателей, предоставление справок при работе с юридическими лицами.
Как зарегистрироваться в качестве самозанятого через личный кабинет налогоплательщика (на сайте nalog.ru)?
При этом варианте регистрации вам не потребуется сканировать паспорт и фотографироваться, а регистрация возможна с любого устройства, даже если на нём не работает фотокамера. Однако для регистрации через личный кабинет налогоплательщика вам потребуется ИНН и пароль, который вы используете для доступа в личный кабинет налогоплательщика-физлица на сайте nalog.ru
Порядок действий:
- Войдите в кабинет, применив подтверждённую запись на Госуслугах или получите реквизиты для входа у налогового инспектора.
- Укажите номер телефона для подтверждения регистрации.
- Выберите регион ведения деятельности.
- Введите данные для доступа в личный кабинет налогоплательщика, придумайте пин-код.
Как зарегистрироваться в качестве самозанятого через мобильное приложение банка (Сбер)?
Зарегистрироваться через банк так же просто, как и другими способами. При этом не нужно вновь вводить информацию, которую банк уже знает о вас (например, паспортные данные).
Регистрация самозанятого через мобильное приложение не требует подписания бумажных документов, посещения налоговой инспекции или отделения банка.
Порядок действий (Сбер):
- Открыть онлайн-приложение банка.
- Найти пункт «Свое дело» в разделе с каталогом.
- Указать карту для регистрации (лучше выпустить для этого отдельную, оптимально – цифровую).
- Указать телефонный номер (на него отправят регистрационные данные, позже – будут отправляться фискальные документы).
- Поставить отметку напротив региона, где планируется ведение деятельности.
- Определить конкретную сферу, выбрав из предложенных вариантов в списке – консультирование, маркетинг/реклама и так далее (можно выбрать 3-5 направлений).
- Ознакомиться с условиями подключения и нажать на кнопку «Продолжить».
- Дождаться ответа из налоговой, который приходит в течение нескольких минут.
- Ожидать уведомление банка, информирующее о подключении сервиса.
Вывод средств самозанятыми
Как оформить вывод средств в статусе самозанятого (через сервис Юkassa)?
После того как вы зарегистрировали себя в качестве самозанятого, вы можете настроить вывод средств через Юkassa. Каждая выплата от Text.ru будет считаться доходом самозанятого, и ЮKassa будет автоматически регистрировать ее в сервисе “Мой налог”. Заработанные на Сервисе Text.ru средства вы сможете выводить на свою банковскую карту (для вывода средств через Юkassa вам не потребуется дополнительно скачивать приложение). Выплаты производятся на карты российских и зарубежных банков, если их владелец — гражданин РФ.
Ниже представлена краткая инструкция, как самозанятому настроить вывод средств через Юkassa.
Шаг 1. На странице "Финансы" (вкладка "Исполнитель") нажмите на кнопку “Добавить самозанятого”.
Шаг 2. Если у вас ещё не заполнены данные контрагента (физического лица), то откроется форма, где необходимо будет внести соответствующую информацию. Если данные были внесены ранее, то вы автоматически переходите на Шаг 3.
Шаг 3. Отправка запроса на регистрацию чеков. Во всплывающем окне будет представлена информация для ознакомления. Прочитайте её и нажмите кнопку “Далее”.
После этого в открывшейся форме введите ИНН и адрес электронной почты (для получения уведомлений от Федеральной налоговой службы). Это необходимо для автоматической регистрации чеков сервисом Юkassa.
Шаг 4. Получение данных и разрешения на регистрацию чеков.
После того как данные были отправлены, в сервисе “Мой налог” придет предложение от Юmoney подключиться. Для того чтобы подключить партнера, в приложении в правом нижнем углу необходимо нажать “Прочее”. И разрешить подключение, нажав на соответствующую кнопку.
Шаг 5. После того как Юmoney подключен в качестве партнера, необходимо завершить запрос на регистрацию чеков. Откройте страницу «Вывод средств» и нажмите на кнопку “Отправить”.
В открывшейся форме повторно отправьте данные (ИНН и почту).
Шаг 6. Регистрация успешно закончена, теперь вы можете выводить средства как самозанятый.
*Если у вас уже ранее Юmoney был подключен в качестве партнера, то после Шага 3 вы автоматически переходите на Шаг 7.
Шаг 7. Вывод средств. Привязка карты.
На странице «Вывод средств» выберите Юkassa и нажмите “Привязать карту”.
В открывшемся окне введите номер карты и нажмите “Дальше”.
После чего подтвердите личность, указав соответствующие данные.
На последнем шаге проверьте, что по вашим паспортным данным был найден ваш ИНН.
Если всё указано верно, нажмите кнопку “Подтверждаю” — проверка закончится и карта добавится.
Теперь вы можете создать заявку на вывод средств.
Часто задаваемые вопросы
Какой налог я должен платить?
С информацией о налогах можно ознакомиться по ссылке: https://npd.nalog.ru/
Придется ли мне платить налог, если у меня нет дохода?
Нет, налог начисляется только на фактический доход самозанятого.
Входит ли налог в комиссию сервиса при выводе денежных средств?
Нет, не входит. Налог удерживается с каждой полученной выплаты и автоматически уплачивается 10 числа.
Как формировать чеки?
Чек формируется автоматически на каждую выплату.
Можно ли быть самозанятым, будучи официально трудоустроенным?
Да, можно, законом это никак не ограничено. Нельзя лишь работать в качестве самозанятого со своим бывшим работодателем в течение 2 лет с момента увольнения.
Зачем мне переходить на режим самозанятого, если я и так могу выводить на карту или электронный кошелек?
Становясь самозанятым, вы легализуете свою деятельность и заработок, уплачивая минимально возможный налог благодаря специальному налоговому режиму - всего 4-6% вместо 13% НДФЛ, которые должны уплачиваться с дохода: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/ndfl/. Таким образом, вам не нужно отдельно декларировать свой доход и переживать о возможных штрафах или санкциях от налоговых органов за неучтенные доходы.
Будут ли производиться пенсионные отчисления, если работать самозанятым?
Нет, налог на профессиональный доход не включает отчисления в ПФР, это альтернатива НДФЛ для самозанятых. Отчисления в пенсионный фонд самозанятый может производить отдельно.
Сохранятся ли социальные выплаты (пенсионные надбавки, индексация и т. п.), если я стану самозанятым?
В некоторых случаях режим самозанятого и получение пособий или соцвыплат несовместимы, по каждому конкретному случаю рекомендуем проконсультироваться в ПФР: https://pfr.gov.ru/contacts/counseling_center/
Как снять статус самозанятого?
Ответ на этот вопрос дается в п. 12 ст. 5 закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ.
Для этого потребуется:
- Зайти в приложение «Мой налог».
- Нажать на кнопку «Сняться с учета».
- Выбрать причину, по которой вы решили сняться избавиться от статуса самозанятого: отказываюсь от применения специального налогового режима; утратил право на применение специального налогового режима.
- Отправить данные в налоговую.
Снятие с учета происходит моментально. Уведомление от ФНС придет в приложение не позднее следующего дня после отправки данных.
Если вы больше не являетесь самозанятым, вы обязаны уведомить Сервис в течение 1 (одного) календарного дня с момента снятия с учета, направив уведомление на почту support@text.ru или в чат Службы поддержки.