Закон о рекламе претерпел изменения год назад, но у маркетологов требования к маркировке рекламы, а особенно контента, еще вызывают вопросы. Нюансов, действительно, много, а ошибки чреваты пристальным вниманием Роспотребнадзора. Но все не так страшно, если детально разобраться в теме. Мы подробно изучили матчасть и готовы поделиться главным, а также тем, как и когда размещать ERID.
Что такое маркировка и зачем нужна?
Главным нововведением в маркировке рекламы стал ERID. Это токен или уникальный идентификатор, который должен сопровождать каждую рекламную публикацию.
Он нужен для того, чтобы:
- отличать рекламный контент от информационного;
- отслеживать путь публикаций и источники их финансирования;
- ограничить недобросовестных рекламодателей и распространение незаконного контента;
- упорядочить отчетность.
Публиковать рекламные посты без токена нельзя: это грозит штрафом как частным лицам и компаниям. Дополнительно к идентификатору в объявлении нужно указывать слово «реклама», ИНН, название организации и ссылку на рекламодателя.
Как выглядит ERID и где его размещать?
ЕРИД состоит из последовательности символов: букв и цифр. Токен выглядит примерно так: «ERID:8hydkYjh67Yg». Для наглядности публикуем скриншот готовых публикаций в сообществе Text.ru со вшитым токеном.
Формула для добавления ЕРИД в ссылку:
1. Берем веб-страницу рекламодателя, например, https://text.ru;
2. Добавляем «/?erid=»;
3. Вставляем токен.
В итоге должен получиться результат:
https://text.ru/?erid=8hydkYjh67Yg».
Саму ссылку можно разместить прямо так или «спрятать» за названием бренда. Смотрите, как делают маркировку рекламы в телеграм-каналах.
Где получить идентификатор?
За генерацию токена отвечает отдельный сервис – Оператор рекламных данных или коротко ОРД. Для начала рекламодатель и исполнитель должны составить договор на оказание услуг. Желательно, чтобы в документе были отражены ключевые моменты:
- место публикации;
- ответственные за маркировку и передачу отчетности.
Если ресурсов для размещения будет несколько, то отдельный договор необходим для каждой площадки. Увы, альтернатив нет. Ни чеки, ни переписки или устные соглашения Роспотребнадзор не примет.
Получить ЕРИД для маркировки рекламы могут компании, индивидуальные предприниматели, физлица и самозанятые. Учтите, что процедура займет время: в среднем от пары часов до нескольких дней. Иногда идентификатор генерируется сразу после отправки данных, но возможны задержки до 24 часов.
Упрощенно этапы выглядят следующим образом:
- Вход в кабинет на сайте оператора ОРД.
- Регистрация в системе исполнителя и рекламодателя.
- Загрузка рекламного креатива (картинки с текстом или видеоролика, а также документов по сделке.
- Сохранение, получение ERID.
- Добавление токена в ссылку и в рекламный пост.
Маркировать следует те публикации, которые увидят потребители из России. Токен нужен при размещении таргетированной и контекстной рекламы, а также для SEO-статей. Он понадобится при сотрудничестве с блогерами, даже если объявление опубликовано по бартеру. Не забывайте, что самореклама тоже дополняется кодом.
Какой контент нужно маркировать?
На сайте ОРД уже есть несколько отдельных форматов:
- видеоролик;
- текстово-графический блок (например, пост с картинкой);
- текстовый блок;
- баннер;
- видеотрансляция и т.д.
Если ваш тип креатива не подходит не под один из форматов, выберите "иное".
Как маркировать контент:
- текстовый блок – в конце или начале пишем слово "реклама", название организации, ИНН, erid;
- изображения и баннеры – любой шрифт и цвет, при условии, что токен хорошо читается и не теряется на общем фоне;
- видео – перед рекламной вставкой, поверх основного видеоряда (или в тексте к видео);
- подкасты и аудиорекламу – в описании, во время воспроизведения рекламного сообщеения;
- сториз – перед началом сообщения, поверх записи.
Если разместить ЕРИД в выпадающем меню, то это не будет нарушением. Главное, чтобы способ публикации рекламы предусматривал данный формат.
Когда токен не нужен?
Публикации не маркируют операторы социальной рекламы. Спокойно можно продвигаться без ЕРИД через СМИ, баннеры или промоакции в торговых точках.
Получать токен не придется:
- при продвижении через Яндекс.Директ, рекламу ВКонтакте и My target – у них маркировка проставляется автоматически при публикации через платформы;
- отправке контента через email-рассылку и push-уведомления, здесь иногда может понадобиться отметка «реклама» и данные бренда;
- безвозмездные публикации формально тоже не подлежат маркировке.
Время подытожить.
- ERID нужен для всех рекламных публикаций, предназначенных для рынка РФ, а отдельный идентификатор требуется для каждой площадки.
- Перед получением токена придется заключить договор, пройти регистрацию в ОРД и загрузить креатив для проверки.
- Вариантов размещения символьного кода довольно много, но в приоритете ссылка с вшитым ЕРИД.
- И не забывайте проверять, нужен ли вам токен. Некоторые информационные посты также могут расцениваться как самореклама.
Как быстро сгенерировать рекламное объявление?
После теории маркировки, хочется перейти к еще одному важному вопросу. Как быстро создать текст рекламного объявления, если никакие идеи не посещают голову? Конечно, воспользоваться помощью ИИ. Сегодня нейросетей огромное множество, но лучше использовать те, интерфейс которых ускоряет процесс создания промта. Так, в Нейропомощнике Копирайтере достаточно выбрать "Текст рекламного объявления" в первом поле. В интерфейс инструмента уже вшит запрос, который уточнит задачу для нейросети. Затем нужно указать, о чем объявление (акция, скидка, обновление), рекламную площадку и выбрать маркетинговую модель. За несколько секунд инструмент создаст текст, максимально подходящий под задачу.